Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс.
Неподготовленному зрителю «войти» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведениями изобразительного искусства, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является развитие способности восприятия произведения искусства.
На первом этапе приобщения детей к изобразительному искусству решаются следующие педагогические задачи:
- формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассматривания объекта, выделение главного в изображении, обобщение увиденного;
- введение в основы языка изобразительного искусства;
- развития творческих способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание зрительской культуры в музее.
Решению названных задач посвящена программа «Музейная педагогика», материал которого построен на основе знаний и методик, накопленных за многие годы развития дошкольной педагогики, а также с учетом существующей музейно-педагогической практики. Являясь парциальной, она сочетается с любой общеразвивающей дошкольной программой (Например, с программами «Детство», «Гармония», одобренными и допущенными Министерством образования РФ.)
Реализация программы «Музейная педагогика» помогает решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
- воспитание нравственных качеств личности ребенка: добраты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
- знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование первоначального понятия «история» через произведения искусств.
Результаты ежегодных психологических обследований показали значительно более высокий уровень общего развития детей, занимающихся по этой программе, относительно стандартных показателей ( внимание, память, речь, мышление, словарный запас, творческие способности), что свидетельствует о ее высокой педагогической эффективности.
Организация занятий
В детском саду занятия проводятся один раза в неделю, во второй половине дня соответственно возрасту детей
- в старшей группе: 25- 30 минут;
- в подготовительной группе: 30- 35 минут;
- в начальной школе: 35-40 минут;