Культурная практика: «Математические ситуации в сюжетно-ролевой игре дошкольника: технология организации».
Необходимость осуществления целенаправленного и систематического математического образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) математического образования, с нашей точки зрения, является формирование у детей основ математической культуры, необходимой им для адаптации
к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе. Методика математического развития дошкольников в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики, способствовать воспитанию и развитию личности ребенка.
Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Математическое развитие дошкольников включает в себя:
Формирование математических представлений | Развитие математических видов деятельности | Развитие логических приемов мышления |
о количестве, числе, счете, вычислениях, алгоритме, величинах, форме, пространстве. | счетной, вычислительной, измерительной, | ориентировочной анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение и др. |
В настоящее время выделяются следующие модели математического образования периода дошкольного детства: «традиционная», в которой приоритет отдается формированию элементарных математических представлений и умений, необходимых для обучения в школе (А.М. Леушина, Л.С. Метлина и др.); «интеллектуальная», которая ориентирована на свободную поисковую деятельность детей в «обогащенной» среде, интенсивное вербальное взаимодействие с взрослыми и сверстниками (З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе, Р.Л. Непомнящая, В.А. Козлова и др.), «развивающая», ориентированная на разностороннее, полноценное развитие ребенка средствами математики и других предметов (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Л.А. Парамонова, Л.Н. Павлова, Т.И. Ерофеева, Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина и др.), модель математического образования дошкольников на основе формирования их математических способностей (А.В. Белошистая) и модель математического образования дошкольников на основе формирования их математической культуры (Л.В. Воронина).
Мы же рассматриваем «традиционную» модель как основу по формированию предпосылок математической функциональной грамотности у дошкольника.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые
в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке» PISA–2021 (Programme for International Student Assessment).
Ведущий вид деятельности дошкольника-игра. Это процесс приспособления ребенка
к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:
- культурные навыки;
- специфические знания;
- знакомство с традициями, обрядами и правилами;
- социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать
в обществе.
Наше авторское предложение для массовой дошкольной практики — это культурная практика «Математические ситуации в сюжетно-ролевой игре дошкольника: технология организации»
15.12.2024 XIV Петербургский международный образовательный форум.
Всероссийская научно-практическая конференция «Учим размышлять – учим действовать: развитие предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Стендовый доклад Математические ситуации в сюжетно-ролевой игре дошкольника: технология организации.
Недомеркова Ирина Николаевна, заместитель директора по общим вопросам Красносельского района Санкт-Петербурга;
Козловских Екатерина Сергеевна, воспитатель ГБОУ прогимназии № 675 «Талант»
Педагогическая мастерская «Математические ситуации в сюжетно-ролевой игре дошкольника:
технология организации». Кудрявцева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационной деятельности; Татарникова Елена Сергеевна, заместитель директора по образовательной работе;
Киреева Ольга Петровна, воспитатель ГБОУ прогимназии 675 «Талант» Красносельского района Санкт-Петербурга.
Ролик «Математические ситуации в сюжетно-ролевой игре дошкольника:
технология организации»
Презентация Математическая грамотность
КАРТОТЕКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКА (5-6 ЛЕТ) (Обогащение жизненного опыта) Применение игровых математических ситуаций в формировании у дошкольника самостоятельного игрового опыта