В прогимназии «Талант», начиная с 4-х лет, дети знакомятся с компьютерами и основами информатики. Занятия проводятся в классах, оснащенных компьютерами Intel (Windows Vista) фирмы «SVEGA Computers» по программе «Удивительный компьютерный мир».
Для детского сада программное обеспечение – обучающие и развивающие игры, используемые для закрепления материала, пройденного по другим дисциплинам и приобретения элементарных навыков работы на компьютере.
Школьники создают творческие работы в различных графических редакторах, осваивают офисные приложения, занимаются конструированием и моделированием по заданному алгоритму. Осваивают клавиатуру (клавиатурные тренажеры), текстовый редактор. Выполняют различные задания по русскому языку, литературе, математике. Решают логические задачи. Изучают основы информатики, знакомятся с алгоритмами и элементами программирования в ЛОГО-Мирах.
При составлении планирования по информатике используется интегрированный подход для проведения основных тем занятий, т.е. идет согласование по различным предметам: ИЗО, музыка, математика, английский язык, ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Основной целью программы обучения информатике в прогимназии является всестороннее творческое развитие детей, выработка умений и навыков пользователя, достаточных для работы с простейшими программами, развитие логического, динамичного мышления у ребенка, творческого подхода к решению любых задач, что позволяет подготовить его к дальнейшей жизни в современном компьютеризированном обществе.
Занятия ведутся в двух направлениях:
· повышение уровня творческой самореализации детей,
· наращивание творческого потенциала коллектива на основе развития способностей к индивидуальной творческой деятельности (оптимизация на основе комплексирования и ресурсосбережения).
Методологические принципы программы
Программно-методический комплекс взаимосвязан с действующими образовательными программами и методиками дошкольного и школьного образования.
Комплекс обеспечивает оптимальное решение ряда психолого-педагогических задач следующей направленности:
- формирование интеллектуальной (мыслительной) деятельности – восприятия, памяти, воображения, мышления – как основы регуляционных умений в учебно-познавательной деятельности;
- овладение способами мышления – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, лежащими в основе активизации познавательной деятельности;
- формирование оперативной памяти, лежащей в основе любой осознанной и осмысленной деятельности ребенка направленной на решение поставленной задачи;
- усвоение форм речевого мышления (понятий, суждений, умозаключений) как осмысленной основы учебно-познавательного процесса;
- формирование основ креативного мышления как ведущего фактора в раскрытии индивидуальных творческих способностей личности;
- развитие эмоционально-волевой сферы (самооценка и самоконтроль), обеспечение эмоциональной устойчивости как условия как условия психологического комфорта в процессе учебной деятельности;
- формирование навыков межличностного общения.
Программа создает условия для эмоциональной заинтересованности и познавательной активности ребенка.
Ведущие принципы построения программы – доступность, вариативность, системность.
Многофункциональность программы позволяет использовать ее в разных организационных формах:
- индивидуальная работа ребенка (ребенок – компьютер);
- совместная работа взрослого и ребенка (ребенок – взрослый – компьютер);
- комплексная и коллективная работа детей (дети – компьютер; дети – взрослый – компьютер/интерактивная доска)
Схема построения занятий
Творчески и интеллектуально развивающие задания, в процессе выполнения которых активизируются, формируются и развиваются творческие способности и интеллектуальные умения и навыки.
Различные типы упражнений повторяются по мере прохождения курса в более сложной форме, с углубленным содержанием, требующих от ребенка включения сложных интеллектуальных и социальных функций.
В планировании занятий учитывается взаимосвязь компьютерной программы с прохождения материала по основным базовым программам (М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения детей», Т.И. Бабаева «Детство», Т.Н. Доронова «Радуга» и др.) с целью обеспечения единства образовательного поля.
Программа «Удивительный компьютерный мир» относится к комплексу интегративных программ «сквозного» характера, в процессе освоения которых осуществлялось целенаправленное развитие уровня творческой самореализации детей.
В результате обучения у детей наблюдаются следующие положительные моменты развития:
- формируется стойкое положительное отношение к учебной деятельности;
- снимаются опасения, страхи, чувство неуверенности;
- развивается активность, самостоятельность, произвольность, творческость,
- формируется умение учиться;
- наблюдается формирование коммуникативных навыков.
Критерии эффективности использования программы
1. Наблюдается повышение уровня интеллектуального развития в следующих видах деятельности:
Интеллектуальная деятельность |
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии |
Математические представления |
Формируется умение продуктивно, творчески, креативно мыслить в направлении решения задач |
Логика |
Активно развивается умение систематизировать, классифицировать, обобщать. Формируются элементы вербально-логического мышления |
Конструирование |
В процессе создания замысла и последовательной его реализации развиваются творческие конструктивные способности |
Развитие речи |
Отрабатываются все формы речевого мышления: понятия, суждения, умозаключения |
2. Наблюдается повышение уровня развития психических познавательных процессов:
Психические познавательные процессы |
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии |
Восприятие |
Формируется устойчивость и многоплановость восприятия, увеличивается объем (кол-во элементов одномоментного восприятия) |
Память |
Происходит активное формирование всех видов памяти: двигательной, зрительно-моторной, ассоциативной, логической |
Мышление |
Формируется творческое активное мышление: умение представлять результат, устанавливать последовательность действий |
Внимание |
Повышается устойчивость внимания, длительность сосредоточения и адекватность его распределения |
Речь |
Активизируется осмысленность и осознанность речи |
Эмоциональная сфера |
Увеличивается личностная эмоциональная устойчивость |
3. Наблюдается повышение уровня развития художественно-эстетических способностей:
Художественно-эстетическое развитие |
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии |
Рисование |
Развиваются способности самостоятельной творческой деятельности, умение создавать и реализовывать собственный замысел |
Аппликация |
Развиваются композиционные умения, активизируется воображение, умение создавать образ |
Художественно-декоративная деятельность |
Формируются умения конструкторской, художественной, дизайнерской деятельности, творческое воображение, художественный вкус |