Санкт-Петербург
Е.В.Белина,
учитель начальных классов,
гимназии Альма Матер
Учитель – профессия необыкновенная. Преподавая свой предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами. Однако, «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».[1]
Мои практические наблюдения и комментарии, надеюсь, будут полезны тем учителям, кто за годы своего педагогического труда не утратил интереса к профессии и желания работать творчески. Речь пойдёт об использовании инновационного методического инструментария (технологии и технологической карты) в реальной практике. Это особенно актуально после введения ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в котором требования к результатам образования предполагают осознанную деятельность школьников по достижению учения учиться.
За годы работы каждый учитель знакомится с разными методиками или технологиями, осваивает множество методических приёмов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Казалось бы, зачем узнавать, пробовать что-то ещё, когда имеешь немалый педагогический опыт? Такой вопрос возникал и у меня. Когда я, как учитель, начинала знакомиться с новым методическим инструментом под названием «технологическая карта» (далее ТК), то мотивацию определяли:
- любознательность – что это за «фрукт и с чем его едят?»;
- профессиональный интерес – что в ТК есть такого, что я могу использовать в своей работе и что это даст ученикам;
- потребность объективно убедиться в том, что ТК, возможно, совершенно ненужное в моей работе новшество.
Первая встреча с ТК в виде некой таблицы вызвала у меня больше отрицательных эмоций и недоумения. Правда они тогда выглядели очень скромно, их только начинали создавать, а учителя-разработчики пока этому учились.
Обучающий курс в рамках повышения квалификации «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности» (ТРИИК) под руководством Л.Г.Панфиловой к.п.н., старшего научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых РАО, позволил нам, учителям, овладеть продуктивными методами работы с информацией, научиться проектировать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, оформлять его в технологической карте, вести обучение с использованием указанной технологии.
Освоив технологию, в 2010 – 2011 году я стала автором-разработчиком технологических карт по литературному чтению для 2 класса УМК «Перспектива». Процесс создания ТК требует не только ее проектирования, но и апробации, которую проводят как учителя-авторы разработки, так и учителя-пользователи, получающие ТК как методический инструмент для использования в учебном процессе.
Хочу честно сказать, было трудно перейти в другую нетрадиционную систему работы, иногда просто заставляла себя следовать логике ТК. Однако именно практическое использование ТРИИК и технологической карты позволило мне ответить на три свои вопроса:
- Что такое ТК?
- Нужно ли мне это «новшество» и почему?
- И что из технологической карты я, как учитель, могу использовать в своей ежедневной работе для достижения программных целей в контексте ФГОС?
Технологическая карта для меня – это одновременно и планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех этапов учебного процесса, включая различные учебные задания, с выверенным целеполаганием, и с чётко прописанными планируемыми результатами, как для учащихся, так и для учителя — ВСЁ «в одном флаконе». В связи с тем, что ТК включает весь технологический цикл ТРИИК, то учебный процесс организован с использованием данной технологии. Поэтому в каждой ТК ученику предоставляется возможность начинать изучение темы с самоопределения (мотивации, определения потребности и постановки цели своей деятельности), продолжать его в учебно-познавательной деятельности, осваивая содержание посредством выполнения учебных заданий, и завершать работу в теме интеллектуально-преобразовательной деятельностью, в рамках которой ученики самостоятельно используют приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности. Данный методический инструмент содержит необходимые диагностические и контрольные задания для отслеживания результативности учебного процесса, предусмотренные указанной технологией.
Учебно-познавательная деятельность предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на «знание» к заданию на «понимание» и только после этого к заданию на «умение». В начале, такой строгий порядок подачи материала вызвал определенные трудности, потому что потребовал от меня дополнительного самоконтроля и самопроверки.
Однако подобная система работы из урока в урок по логически выверенному сценарию, через полтора месяца показала, что между учащимися и учителем возникло взаимопонимание нового качества: один и тот же вопрос не приходилось повторять несколько раз, у ребят стало меньше уточняющих переспросов, корректно сформулированные учебные задания школьники понимали и выполняли успешно. Большинство учащихся стали активнее работали на уроке, в активную деятельность включились неуверенные в себе ученики, уровень самостоятельности школьников значительно вырос, урок проходил более динамично и продуктивно. А продуманная система промежуточного контроля (диагностические работы в конце каждого блока) эффективно готовила учащихся к итоговой контрольной работе и интеллектуально-преобразовательной деятельности (далее ИПД).
Так, в параллели вторых классов (37 человек) результаты итоговых контрольных работ за 1 полугодие имели следующие результаты учащихся:
«5» — 60% |
«4» — 30% |
«3» — 10% |
«2»- нет совсем |
В конце учебного года результаты письменных контрольных работ, а также зачётных в устной форме (пересказы, чтение наизусть, устные презентации и т. п.) – оказались без троек.
На что стоит обратить внимание учителю, начиная работу с технологической картой? Внутри содержательных блоков ТК нет чёткой границы конца урока, нет указаний для учителя, сколько часов идёт на каждый блок учебно-познавательной деятельности. Это сделано намеренно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно определять количество часов и количество заданий в зависимости от уровня подготовленности класса или степени сложности учебной задачи. Большинство учителей города это одобрили.
Работая по ТК важно помнить: учитель проектирует учебную деятельность учащихся так, чтобы каждый урок заканчивался небольшой диагностикой (под диагностикой понимается не только учебное задание, но и публичное или индивидуальное представление промежуточных результатов: у кого и что получилось без ошибок, кто справился сам, кому потребовалась помощь, кто не справился, насколько доволен результатом деятельности, и т.д.).
После нескольких содержательных блоков идёт отдельный самостоятельный блок контроля и диагностики. В нём чётко прописаны цели и обозначены планируемые результаты, что помогает отслеживать реально достигнутые умения школьников.
И, наконец, самый интересный, самый творческий и поэтому, самый сложный этап — интеллектуально-преобразовательная деятельность. На него можно отводить урок или более, по усмотрению учителя. Данное задание предполагает индивидуальную работу, но допускает и деятельность в паре или группе с последующим устным представлением результата деятельности либо одним учеником, либо группой школьников. Понятно, что в 1 классе учитель помогает учащимся разобраться в особенностях каждого варианта ИПД. Во втором классе учащиеся в основном сами выбирают не только форму работы, но и уровень сложности задания для его выполнения. Были случаи, когда ученик справлялся с выбранным вариантом раньше и с удовольствием выполнял другие варианты (Илья К., Алиса О., Паша П., Ева М.).
После представления учащимися результата интеллектуально-преобразовательной деятельности (сразу на этом же уроке, а может и на следующем) идёт рефлексивная деятельность школьников. Это самоанализ (для ученика это подведение итогов) и самооценка, где школьникам предоставлена возможности оценить свои успехи по освоению темы.
Вовлечение учащихся в деятельность с первой минуты изучения темы позволяет сохранить мотивацию и потребность в ее освоении до конца изучения, осознать каждому ученику реальный результат от использования приобретенных им знаний и умений в конкретной практической деятельности.
Организация обучения в такой логике на каждом этапе позволяет формировать не только предметные учения, но личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), соответствующие требованиям ФГОС к результатам образования. В технологической карте предусмотрен самоанализ и самооценка учителя, поэтому есть возможность педагогу убедиться в эффективности организации учебного процесса.
В 2011 — 2012 учебном году я апробирую технологические карты по литературному чтению для 3 класса по УМК «Перспектива», разработанные А.Ю. Тамберг. Все ТК, с которыми мне пришлось работать в этом учебном году, учитывают преемственность ТК 2 класса, как в содержании, так и по формированию умений. Считаю удачным то, что заданий на «умение» предлагается с избытком, это позволяет учителю варьировать работу и выбирать более актуальные виды заданий для своего класса.
Как учитель-пользователь, апробируя ТК 3 класса, я вносила незначительные коррективы и дополнения в карты, которые были связаны с особенностями предметного обучения в нашей гимназии «Альма Матер», индивидуальными особенностями учащихся, а так же необходимостью введения новых понятий. Так в разделе «Волшебная сказка» (УМК «Перспектива», литературное чтение 3 класс, часть 1) отсутствует толкование понятий «признаки» и «особенности» волшебной сказки. В разных заданиях учебника наблюдается смешение этих понятий, поэтому пришлось внести некоторые уточнения в ТК № 3. Это вызвало увеличение заданий предлагаемых учащимся, но, как показала практика, позволило школьникам освоить данные понятия не только применительно к волшебным сказкам, но и для использования в учебной деятельности и на других предметах. Предложения по корректировке ТК позволяют сделать ее более совершенной и еще раз убеждают меня в том, что возможность творчества учителя в ТК не исключается. Это удобно и полезно для каждого педагога, когда есть генеральная линия, ведущая к результату, в рамках которой существует возможность учителя внести какие-либо творческие дополнения, необходимые для деятельности конкретного класса, но не отменяющие (или заменяющие) главный результат изучения темы.
Работая в ТРИИК с использованием ТК второй год, наблюдаю активное развитие устной речи учащихся, умение аргументировать свою точку зрения (мнение), умение самостоятельно работать с информацией (с текстом произведения, с таблицами, справочными материалами, словарями и т.д.). Ощутимы позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся. Ребята приобрели неоценимый опыт в планировании своей работы в паре или группе, в распределении обязанностей, представлении результата коллективного выполнения заданий. Систематическое использование взаимооценки и самооценки позволяет школьникам не только овладеть процедурами и критериями оценивания, но и развивать внимание и терпимость, объективность и требовательность, приводить в равновесие (гармонию) отношение к самому себе, особенно у ребят с заниженной или завышенной самооценкой.
Если во 2 классе из 37 учащихся адекватно использовали самооценку только 11 человек (29%), 22 человека (60%) — имели завышенную самооценку, а 4 человека (11%) — имели заниженную самооценку, то в 3 классе уже в конце ноября положение изменилось:
- адекватную самооценку стабильно демонстрируют уже 25 человек (67%);
- завышенную самооценку (не постоянно, но время от времени сбиваются) 10 – 11 человек (27%);
- заниженная самооценка (не постоянно, но остаётся) у 1 – 2 человек (3-5%).
Весь процесс обучения с использованием ТРИИК и ТК, благодаря проектированию целого раздела программы, строится через практическую деятельность учащихся. Учитель-консультант организует деятельность учащихся, в которой школьники приобретают умения, основанные на знании и понимании. Таким образом, в активной ежедневной и целенаправленной практике ученик приобретает не только умение учиться, но и возможность использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.
Хочется выразить благодарность авторам технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)[2], которые не только разработали новую технологию работы с информацией, но и на ее основе построили учебный процесс, представив его в технологической карте. В результате появилось методическое обеспечение к УМК «Перспектива», позволяющее учителю организовать успешную деятельность школьников в контексте ФГОС, которым можно воспользоваться, заглянув на сайт издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=32824
Использование в учебном процессе ТРИИК и ТК позволяет учителю:
- перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам;
- осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
- организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
- увидеть уровень раскрытия понятий в данном классе и соотнести его с изучаемым материалом;
- определить возможности реализации межпредметных связей;
- определить воспитательные возможности темы;
- организовать условия для самостоятельной деятельности школьников;
- определить виды умений (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования у школьников в рамках освоения учебной темы;
- организовать условия для использования учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
- организовать оперативное и объективное оценивание степени освоения темы учащимися;
- соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы и, при необходимости, во время внести коррективы.
Сегодня практически каждый учитель задумывается над тем, как организовать учебный процесс, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте. ТРИИК и ТК являются одним из вариантов методического обеспечения реализации основной образовательной программы, использование которого приводит к осознанию, что возможно строить учебный процесс так, чтобы школьники не только приобретали умение учиться, успешно использовали его в рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности, но и могли развивать свои способности, благодаря непрерывному движению к своим достижениям.
[1] Энциклопедия мудрых мыслей/ И.Т.Янин . Калининград: ОАО «Янтар. Сказ», 2005. Дистервег, Адольф – немецкий педагог (1790 – 1866)
[2] Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие / Л.Г.Панфилова, Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон. _ Великий Новгород, 2010.