С сентября 2011 года введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), требующий иной подход к процессу обучения и воспитания учащихся. Одно из основных требований нового стандарта к результатам образования школьникам – научиться учиться, а также уметь использовать приобретенные в школе знания в реальной жизни. Чтобы выполнить требования стандарта, учителю необходимо обладать определенной компетентностью.
Введение ФГОС повлекло за собой большое разнообразие курсов повышения квалификации для педагогов, но, к сожалению, вынуждены признать, что не все из них являются эффективными. Зачастую обучение сводится к описанию требований ФГОС, мало внимания уделяется проблеме обучения школьников для получения результатов, обозначенных в новом стандарте. К этому хочется добавить, что объем информации постоянно растет, и задача учителя – не только научить учащихся работать с ней, но и максимально эффективно использовать ее для собственного развития. Но для этого учитель должен владеть современными информационными технологиями.
Нам повезло, на курсах повышения квалификации, мы познакомились с технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Данная технология представляет собой целостную систему организации освоения учебного содержания предмета, посредством выполнения учебных заданий, позволяющих педагогу научить школьников работать с информацией.
Обучение на курсе проводилось в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, что позволило нам на этапе теоретических модулей освоить технологический цикл. Все теоретическое содержание курса мы осваивали в практической деятельности, что для нас было ново, но необычайно полезно. В результате на многие знакомые средства обучения нам удалось посмотреть с иной точки зрения. Было интересно оказаться с другой стороны «учительского стола», почувствовать себя в роли учеников. Не сказать, что принятие формы проведения занятий пришло сразу, иногда возникали неприятные ощущения: «а вдруг не справимся», но формат обучения и творческая деятельность в группах снимали тревожность.
Очень хорошо, что после освоения теоретической части, есть возможность применить на практике, приобретенные на курсе, знания и умения. Людмила Генриховна Панфилова, преподаватель курса, уверенно, умело и заботливо провела нас по тропинке создания методического инструментария — технологической карты дидактического электронного сопровождения к ней. Работая над картой, мы четко усвоили, что сначала следует обеспечить условия ученикам для приобретения знаний и умений, а затем проверять их результаты, которые проявляются у школьников в личностных, метапредметных и предметных умениях. Созданный методический инструментарий мы апробировали в реальном учебном процессе. Это привело к пониманию, что любой учитель при такой организации обучения, может с уверенностью иметь результаты школьников, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения.
Безусловно, данный курс обучения полезен как молодым специалистам, так и преподавателям со стажем. ТРИИК помогает разрешить множество проблем, которые ежедневно встают перед учителем. Считаем, что для успешной профессиональной деятельности каждый учитель должен уметь работать с использованием ТРИИК. Именно благодаря работе по созданию технологической карты и дидактического электронного сопровождения к ней, учитель имеет возможность:
- осуществлять деятельностный подход в обучении школьников;
- прогнозировать, планировать формирование личностных, метапредметных и предметных умений, необходимых для решения учебных и практических задач, и диагностировать уровень их проявления;
- научить школьников работать с информацией;
- обеспечить не только высокую плотность урока, но его результативность;
- осуществлять межтемную и межпредметную интеграцию учебного содержания;
- определить воспитательные аспекты учебной темы.
Использование ТРИИК позволяет учителю проектировать учебный процесс от самого начала изучения темы до его завершения, в рамках которого учащимся предоставляется возможность использовать приобретенные знания и умения темы в конкретной практической деятельности. Важным моментом является создание условий не только для развития творческого потенциала учащихся, но и для адекватного самоанализа и самооценки своей учебной деятельности.
В результате обучения, мы понимаем, что учителю предоставляется современная технология организации образовательного процесса, позволяющая получить результаты, обозначенные в новом стандарте. Мы очень рады, что нам представилась возможность освоить ТРИИК, научиться работать с информацией и проектировать процесс обучения в соответствии с новыми требованиями. Теперь мы точно знаем, как должен работать современный учитель!
Современный педагог — это учитель завтрашнего дня, человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, но при этом, не останавливаясь на достигнутом, постигать новое, чтобы быть мастером своего дела и соответствовать требованиям времени. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен школьнику!