Вот и закончился учебный год. Впереди отпуск, после которого предстоит серьёзная профессиональная деятельность в рамках ФГОС второго поколения. А ещё так много вопросов и трудностей! Как же организовать учебный процесс так, чтобы сформировать не только учебные умения школьников, но и личностные, метапредметные, как этого требует новый стандарт? Ясно одно, что для этого необходимы инновационные средства.
Весной 2011 нам предоставили замечательную возможность повысить свой профессиональный уровень. Руководство ИМЦ Красносельского района организовало курсы по освоению «Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности» (ТРИИК). Руководитель курса Людмила Генриховна Панфилова, кандидат педагогических наук, руководитель экспериментальной группы педагогов, которая вместе с учителями школ-лабораторий, разрабатывает на основе ТРИИК инновационный педагогический инструментарий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и апробирует его в реальном учебном процессе. Экспериментальная деятельность реализуется под руководством Санкт-Петербургской академии постдипломного образования и разрешена Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
С первого занятия всё было интересно, необычно и очень актуально. Л.Г. Панфилова организовала нашу деятельность так, что ТРИИК была одновременно предметом освоения и способом нашего обучения.
Информация вливается в нашу жизнь стремительным потоком, поэтому главная задача данной технологии – упорядочить этот поток, систематизировать, научиться эффективно использовать информацию в реальной жизни. Поэтому содержание занятий включало изучение видов информации, требований логико — информационной корректности к её использованию, освоение методов работы с информацией в ТРИИК. Мы узнали о целеполагании в ТРИИК, учились конструировать учебные задания, выполнение которых обеспечивает формирование личностных и метапредметных умений, осваивали алгоритм подготовки учебного материала, проектировали технологическую карту учебной темы.
В начале каждого занятия мы выполняли ситуативное задание, что стимулировало мотивацию, выявляли, что отсутствует в знании и умении для его решения, затем самоопределялись в деятельности, формулировали свою цель. На этапе «Учебно-познавательной деятельности» выполняли учебные задания на «знание», «понимание», «умение». В рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности, определив уровень и способ деятельности, решали свою проблему. По окончании проводили самоанализ и самооценку своей деятельности на занятии. Л.Г. Панфилова умело направляла нас, всегда продоставляла возможность самим определить лучший способ решения, а затем незаметно подводила к правильному результату.
Получилось, что до начала практической деятельности по составлению технологической карты, благодаря мастерству Людмилы Генриховны, мы пропустили эту технологию «через себя». Это позволило уже на этапе освоения теоретических модулей программы не только получить представление о технологии, но и успешно освоить сам технологический цикл в ходе специально организуемой рефлексии учебного процесса.
Наступил ответственный момент. Изучив рекомендации по составлению технологической карты, распределившись на группы, мы приступили к ее проектированию. Каким же интересным и увлекательным оказался этот процесс! Сколько трудностей, сколько находок! А главное – всегда рядом мудрый и добрый помощник, наш преподаватель. Теперь важно было всё сделать чётко и правильно, в соответствии с требованиями к составлению карты. Если всё продумать до мелочей, организовать деятельность учащихся в учебном диалоге так, чтобы школьники имели возможность учиться самостоятельно, тогда реализовать требования ФГОС второго поколения возможно без специальных усилий.
Обучение закончилось. Мы сделали модель технологической карты, апробировали ее, проанализировали результаты, представили в качестве итоговой работы. Каждая творческая группа подготовила свою инновационную методическую разработку к публикации.
Наша инновационная деятельность в рамках повышения квалификации на курсе ТРИИК показала, что каждый из нас, решая возникающие трудности, прежде всего, преодолевал себя. Известно, что самая большая награда за труд — это не то, что человек за него получает, а то, кем он становится в процессе этой деятельности. Думаем, что высказывание Чака Норриса «Ваш успех начинается внутри вас. Если вы не увидите его первыми, окружающие не заметят его никогда», подтверждает эту истину. Заметить эти изменения у себя – это уже успех! Воспользоваться плодами этих изменений – это профессионализм и мастерство!
Хочется поблагодарить руководство ИМЦ Красносельского района Евстафьеву Елену Ивановну и методиста Тимошенкову Татьяну Алексеевну за то, что нам была предоставлена возможность обучаться под руководством настоящего Мастера своего дела. Это вселило уверенность в собственные силы, позволило обогатить профессиональный опыт и подготовиться к деятельности в рамках ФГОС.
Удачи всем в освоении ТРИИК!
Учителя начальных классов Красносельского района,
группа обучения март-октябрь 2011 года