Добро пожаловать на сайт Прогимназии № 675 "ТАЛАНТ"

Версия для слабовидящих

Контакты

Корп.1 пр.Маршала Жукова д.37 корп. 4 литер А
(812) 742-01-55
Корп.2 Ленинский пр. д.92 корп. 2
(812) 743-45-75
Написать письмо

Версия для слабовидящих

Лучшее обучение — это включение в деятельность

В июне 2011 года, мы, учителя Василеостровского района, собрались в ИМЦ для освоения курса «Технология развития информационно — интеллектуальной компетентности» (ТРИИК). Среди нас оказались и совсем молодые, начинающие педагоги, и те, чей педагогический опыт составил 20 лет.

Руководитель курса Людмила Генриховна Панфилова, кандидат педагогических наук, на первом занятии предложила педагогам определить своё отношение к инновационной деятельности и самоопределиться к обучению. Ряд учителей выразили критическое отношение к изучению новой технологии, мотивируя это тем, что владение новыми знаниями и умениями, по их мнению, не оказывает особого влияния на профессиональный рост и престиж учителя. С этими педагогами можно согласиться в том, что, в последние годы, действительно, в нашей стране незаслуженно принижено положение учителя в обществе. Эти коллеги не стали посещать курс обучения. Те, кто остались, задумались. Конечно, можно работать по — старому, всё равно детей выучим. Но в современном, быстро меняющемся мире, когда высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром» перестало быть просто афоризмом, хотим мы того или нет, и жить, и учить придётся по — новому. И учителя, оставшиеся на курсе о своём выборе, не пожалели.

На первом же занятии стало понятно, что не будет обилия утомительной теории, а мы будем участниками освоения новой технологии и ее применения на практике. Для определения собственных стремлений, Людмила Генриховна предложила тесты «Потребность в достижениях» и «Сила мотивации к достижению успеха в деятельности». Воодушевившись тем, что сила и потребность в достижении успеха есть, мы приступили к занятиям.

Курс освоения инновационной технологии работы с информацией предполагал освоение модулей, где теоретическое изучение технологии логично перетекало в проектирование методического инструментария, создание его модели в виде технологической карты, а затем ее апробации в учебном процессе. Поэтому содержание модулей обучения включало:

  • освоение  теоретических   основ   технологии  развития   информационно  —  интеллектуальной компетентности;
  • проектирование инновационного методического инструментария, обеспечивающего реализацию требований ФГОС второго поколения;
  • создание модели инновационного методического инструментария;
  • апробацию модели методической разработки в учебном процессе.

Каждое занятие начиналось необычно и интересно — с ситуативного задания. Такой мозговой штурм сразу придавал энергии на всё время занятия. Но от нас требовалось не только работать в теме, но и определяться с выбором цели деятельности, записав фразу — конструкт, формулировать результат занятия, делать самоанализ, давать оценку собственной деятельности. И здесь испытали муки творчества не только начинающие учителя, но и их коллеги с большим педагогическим опытом. Но, как «идущий осилит дорогу», так и наши учителя постепенно стали всё быстрее оформлять свои мысли, находить нестандартные решения, воодушевляться собственным успехам и радоваться достижениям коллег. И, хотя Людмила Генриховна не обещала нам лёгких путей на её курсе, пришло понимание, что мы не зря обучаемся ТРИИК. Преподаватель умело стимулировал нашу мотивацию и подвел к пониманию, что приобретенные знания и умения пригодятся на практике. Ведь с 1 сентября 2011 школьники будут обучаться по новым стандартам и учитель должен быть к этому готов. Как известно, мотивация полезности знания самая устойчивая.

Приступив к практической части обучения, учителя всю душу вложили в составление технологической карты. Замечательно, что преподаватель не ограничивала нас ни в выборе урока, ни в выборе темы. Мы разбились на группы, познакомились с коллегами, выбрали тему и стали дружно работать над серией уроков, объединённых этой темой. Освоив алгоритм подготовки учебной информации, мы стали оформлять технологическую карту в соответствии с заданной структурой:

  • Тема.
  • Цели.
  • Основное содержание темы.
  • Термины и понятия.
  • Планируемый результат.
  • Организация образовательного пространства.
  • Технология изучения темы.

Тут — то мы и вспомнили высказывание великого полководца: «Тяжело в учении — легко в бою». Учебные задания мы старались формулировать с учётом критериев логико-информационной корректности. Посредством постановки проблемной ситуации (ситуативное задание), которую можно решить только после освоения всего материала, проектировали мотивацию школьников к учебной деятельности по изучению темы. Составляли учебные задания на «знание», «понимание», «умение», диагностику и рефлексию. В этом нам очень помогли как приобретенные знания и умения, так дидактические материалы курса — ключевые слова для формулирования учебных заданий.

Разработанную технологическую карту мы апробировали в учебном процессе каждый в своём классе. Надо сказать, что эти уроки стали образцом чёткого и последовательного изучения темы, когда цель, поставленная в начале, соответствует результатам, полученным в конце ее освоения. В результате обучения мы поняли, что технологическая карта:

  • позволяет мотивировать  школьников  на успешное  обучение,  выявлять  индивидуальные возможности школьника и развивать интеллект каждого ребёнка;
  • помогает учить школьника работать самостоятельно и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
  • обеспечивает условия обучения, ориентированные на результат, как требует   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС);
  • существенно экономит время учителя, освобождая его от ежедневной работы над отдельным уроком.

Нам предстоит воспитывать современного школьника, который должен уметь ориентироваться в потоке информации, и использовать ее для собственного развития. Поэтому нельзя не согласиться с Э.Хаббардом, что цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Поэтому, приобретенные знания и умения при освоении ТРИИК, позволят нам не только научить ребёнка учиться, но и использовать это умение в реальной жизни.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применять их на деле. Поэтому лучшее обучение — это включение в деятельность. Но никакая деятельность не может быть прочна, если не имеет личной заинтересованности, поэтому наш мудрый преподаватель постоянно стимулировала нашу мотивацию и обеспечила условия для инновационной деятельности в реальном учебном процессе.

Хочется выразить Людмиле Генриховне Панфиловой искреннюю благодарность за разработку технологии, позволяющей учителям работать в русле современных требований к образованию, за организацию интересного и насыщенного новыми идеями курса ТРИИК.

Мы благодарим руководство ИМЦ Василеостровского района Коровина Николая Евгеньевича и методиста Федюкович Зою Петровну за предоставленную возможность осваивать одну самых инновационных технологий.

Мы надеемся, что коллеги, покинувшие обучение в начале занятий, придут к пониманию, что, если они остались в профессии, то совершенствоваться надо постоянно. Высказывание великого Конфуция «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» и сегодня необычайно актуально. А мы, такие разные в начале, теперь стали единомышленниками в инновационной практической деятельности.

В данном сборнике представлены технологические карты учителей Василеостровского района, как итог обучения на курсе ТРИИК.

Учителя начальных классов Василеостровского района,

группа обучения июнь-октябрь 2011

Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Обратная связь