Опыт деятельности учителя начальных классов в рамках нового стандарта с 1 сентября 2010 года
С сентября 2011 года все образовательные учреждения начали обучение в первом классе по новому стандарту.
Безусловно, для каждого педагога выполнять такие профессиональные действия, ориентированные на требования ФГОС, это ответственно.
Так исторически сложилось, что готовиться к этой деятельности в нашей прогимназии стали еще в 2008 году, благодаря открытию школы-лаборатории. Поэтому все педагоги начальной школы в рамках повышения квалификации освоили технологию развития информационно-интеллектуальной компетентности, научились проектировать учебный процесс, стали разрабатывать технологические карты для УМК «Перспектива» по основным предметам начальной школы и апробировать их в реальном учебном процессе.
Сегодня это один из вариантов методического обеспечения реализации ФГОС в начальной школе, который доступен не только учителям Санкт-Петербурга, но и педагогам России, т.к. размещен на сайте издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=32824)
Хочется к этому добавить, что в результате такой подготовки каждый учитель нашей школы не только научился вести учебный процесс в соответствии с новыми требованиями, но разработал программу внеурочной деятельности и был аттестован на должность методиста.
Мне повезло, с первого сентября 2010 года я взяла первый класс, который стал обучаться по программе нового стандарта. Я понимала как это ответственно, но я была готова к этой деятельности.
В первый класс пришли дети, которые воспринимают обучение как игру, развлечение. Школьники не проявляли познавательной активности: не проявляли интереса к книгам, мало задавали вопросов. Для большей части первоклашек была характерна невнимательность, нетерпеливость, высокая подвижность, а самостоятельность проявлялась только в выяснении отношений друг с другом. У школьников наблюдалась в основном завышенная или заниженная самооценка.
Организация обучения в ТРИИК с использованием технологической карты позволила к концу 1 класса увидеть позитивные изменения школьников:
- им очень интересно учиться, они понимают, зачем это нужно;
- они с увлечением берутся за решение любой, даже незначительной проблемы, ищут способы решения, для этого в школу несут энциклопедии и делятся находками со сверстниками и взрослыми, родители отмечают потребность ребёнка искать дополнительную информацию к урокам;
- они очень общительны и уважительны друг к другу, несмотря на то, что в классе есть дети разных национальностей;
- они с радостью помогают друг другу, стремятся поощрить успехи одноклассников;
- они уже умеют самостоятельно выполнять те действия, которые соответствуют данному возрасту обучения;
- им нравиться оценивать друг друга и свои успехи, они делают это доброжелательно и очень справедливо.
Результаты обучения по итогам первого класса высокие. По итогам диагностических работ результат выше среднего по русскому языку — 73%уч.;
по математике – 75% уч.; по литературному чтению – 85% учащихся; по предмету «Окружающий мир» — 92% уч.
К концу этого учебного года в деятельности учащихся 2 класса появились изменения:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;
- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;
- успешно осваивается более сложный учебный материал;
- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;
- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;
- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;
- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в рамках освоения темы;
- результаты обучения по итогам второго класса выше среднего по русскому языку — 62%уч.;
по математике – 75% уч.; по литературному чтению – 88% учащихся; по предмету «Окружающий мир» — 77% уч.
Поэтому у меня есть все основания предположить, что если вести обучение с использованием ТРИИК все 4 года, то достойные результаты школьников, соответствующие требованиям ФГОС могут быть реальностью.