Первой особенностью образовательной программы «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности» (ТРИИК) в рамках повышения квалификации является то, что предлагаемая технология является одновременно предметом освоения и способом обучения педагогов. Это позволяет уже на этапе освоения модулей программы не только получить представление о технологии, но и успешно освоить сам технологический цикл в ходе специально организуемой рефлексии учебного процесса.
Введение в образовательный курс предполагает проблематизирование педагогов к обучению, поэтому в содержательной части проводится самоанализ отношения педагога к инновационной деятельности, изучение уровня мотивации педагога к достижению успеха и уровня информационно-интеллектуальной компетентности учителя. В результате этой деятельности педагог самоопределяется к обучению в технологии.
Специфику имеет и содержание курса, освоение которого позволяет учителю не только научиться работать с информацией, но и строить процесс целеполагания, корректно формулировать цели, задачи и все типы учебных заданий.
Содержание первого модуля, цель которого — освоить теоретические основы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, включает теоретическое освоение блоков: «Понятие «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)» и ее соответствие требованиям ФГОС»; «Виды, особенности информации и требования логико-информационной корректности к ее использованию»; «Методы работы с информацией в ТРИИК». При освоении второго теоретического модуля, обучающийся изучает целеполагание, учебные задания, алгоритм подготовки учебного материала в ТРИИК, структуру технологической карты (ТК) и дидактического электронного сопровождения к ней (ДЭС).
Поэтому после освоения содержания теоретических модулей обучающийся знает:
- теоретические основы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности;
- виды информации, ее особенности и требования логико-информационной корректности ее использования;
- методы эффективной работы с информацией;
- основы целеполагания при работе с учебной информацией;
- принципы формулирования учебных заданий;
- структуру ТК и ДЭС.
Технологическая карта — это новый вид методического инструментария, в котором дается описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом. Структура технологической карты содержит:
- название темы, цели учебного процесса, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные умения), основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи, особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- технологию изучения темы по этапам.
В описании каждого этапа указывается:
- цели учебной деятельности;
- учебные задания;
- планируемый результат (личностные, метапредметные, предметные умения).
Дидактическое электронное сопровождение к ТК – это современное средство обучения, которое включает презентации и фото видео демонстрации, манипулирование информационными элементами, диагностику знаний и умений школьников в интерактивном режиме.
Следующая особенность программы заключается в том, что учитель не только проектирует учебный процесс на основе ТРИИК, но на этапе освоения практических модулей, создает модель инновационного методического инструментария: технологическую карту (ТК) и дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) к ней. Проектирование образовательного процесса педагоги выполняют в творческих группах, выбирая предмет и тему, и оформляют его в технологической карте.
В результате учебной деятельности обучающийся на третьем модуле конструирует методические разработки, используя знания и умения работать с информацией, приобретенные при освоении теоретических модулей.
Апробация методического инструментария проводится на четвертом модуле и включает: проведение уроков с использованием разработок (ТК и ДЭС); анализ экспериментальной деятельности; оформление методического инструментария в виде итоговой работы, представление результатов деятельности.
После освоения практических моделей обучающийся умеет:
- создавать и оформлять модель методического инструментария (ТК и ДЭС);
- проводить занятия с использованием ТРИИК и методического инструментария в соответствии с требованиями ФГОС;
- анализировать и оформлять результаты апробации инновационных методических разработок.