Добро пожаловать на сайт Прогимназии № 675 "ТАЛАНТ"

Версия для слабовидящих

Контакты

Корп.1 пр.Маршала Жукова д.37 корп. 4 литер А
(812) 742-01-55
Корп.2 Ленинский пр. д.92 корп. 2
(812) 743-45-75
Написать письмо

Инновационная деятельность

Научный руководитель прогимназии Кудрявцева Елена Александровна, кандидат педагогических наук

Приказ № 020 от 02.07.2019      » Об утверждении сетевой инновационной площадки  «Института изучения детства ,семьи и воспитания Российской академии образования»

Приказ создании проектной группы в рамках ФИП

Приказ об организации деятельности ФИП

Положение о проектной группе

План деятельности ФИП

ПРОГРАММА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Тема инновационной деятельности: «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников»

Направление деятельности инновационной площадки:

  • Инновационная деятельность, направленная на поддержку и развитие системы непрерывного образования родителей.
  • Разработка и внедрение программы образования родителей в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) в соответствии с требованиями, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ориентированной на развитие общекультурных и педагогических компетенций родителей.
  • Разработка программ повышения квалификации педагогов в рамках освоения компетенций по проектированию и апробации программ образования родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
  • Разработка методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по образованию и просвещению родителей дошкольников.

Научные руководители, кураторы инновационной площадки:

  • Директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» к.п.н. Татьяна Владимировна Волосовец
  • Генеральный директор ООО «ЦНОИ» Владимир Викторович Завражин
  • Старший воспитатель МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 12 «Сказка» г. Фролово Волгоградской области к.п.н. Наталья Викторовна Додокина
  • Заведующий отделением дополнительного профессионального образования ООО «ЦНОИ» к.п.н. Елена Александровна Кудрявцева

Актуальность проблемы и новизна деятельности

Актуальность проблемы по научно-методическому сопровождению деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников обусловлена необходимостью решения задач развития дошкольного образования, поставленных ФГОС ДО, стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р), национальным проектом «Образование».

Актуальность проблемы также обусловлена:

— возрастающими требованиями государства и общества к уровню общекультурной и педагогической компетентности родителей и недостаточными ресурсами дошкольных образовательных организаций в развитии компетентности средствами образования и просвещения родителей;

— возрастающими требованиями государства и общества к уровню развития компетенций педагогов и специалистов ДОО (способность взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; способность разрабатывать и реализовывать образовательно-просветительские программы для родителей) и уровню актуального опыта сотрудничества с современными родителями;

— необходимостью распространения современных идей гуманизации детско-родительских отношений, непрерывности образования родителей, опережающего развития общекультурных и педагогических компетенций родителей;

— необходимостью разработки технологии научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, в контексте разработки и реализации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

— высокой потребностью включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОО;

— недостаточным количеством образовательно-просветительских программ для родителей с детьми раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— необходимостью реализации ФГОС ДО, вследствие которого педагогам ДОО необходимо перейти от «работы с родителями» к «взаимодействию с семьей», приобрести компетенции по образованию и просвещению родителей;                                                                                                                                   — необходимостью обеспечения непрерывности и преемственности процесса развития и воспитания личности ребенка на единых ценностях, смыслах, содержании и организационных приемах в семье и ДОО.

Новизна деятельности заключается в:

  • развитии идей сотрудничества ДОО с семьей: от воздействия к поддерживающему, развивающему взаимодействию;
  • развитии у педагогов ДОО компетенций, способствующих образованию взрослых (родителей дошкольников) в условиях дошкольной образовательной организации;
  • создании в системе повышения квалификации работников образовательных организаций дошкольного уровня УМК: «Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей»; «Проектирование образовательной программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации»;
  • раскрытии содержания и структуры образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников,
  • определении педагогических условий эффективной организации образования родителей в ДОО;
  • разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;
  • разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.

Объект инновационной деятельности: Образование родителей дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Предмет инновационной деятельности: Психолого-педагогические, организационные, методические условия образования родителей в современной дошкольной образовательной организации.

Цель инновационной деятельности: Создание и внедрение образовательно-просветительской программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации.

Предпосылки: Реализация совместного проекта по организации инновационных площадок на базе ДОО (сетевое взаимодействие) позволит:

  • разработать и планомерно внедрить научно и технологически выверенную программу образования родителей дошкольника в практику дошкольных образовательных организаций;
  • позволит содействовать развитию системы непрерывного образования родителей дошкольников; разработать новые интерактивные формы образования родителей (в т.ч. дистанционные);
  • создать диагностический инструментарий определения эффективности сетевого взаимодействия в создании и реализации программы образования родителей в ДОО;
  • разработать новые педагогические формы и технологии взаимодействия образовательной организации и семьи, позволяющих успешно выстраивать процессы взаимопознания, взаимоинформирования, просвещения и образования, взаимного действия;
  • организовать и провести научные и практические семинары, мастер-классы, научные конференции на базе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ»;
  • разработать систему научно-методического сопровождения и поддержки процесса развития взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников, разворачивающегося в культурно-образовательных пространствах организаций – сетевых партнеров;
  • оформить результаты работы сотрудников и педагогов ДОО в виде статей, методических, а также учебно-методических пособий, сборников научно-методических материалов.

Концепция инновационной деятельности

Последнее десятилетие в среде специалистов, изучающих семью, не прекращается разговор о кризисе института семьи, семейного образа жизни, приобретающем мировые масштабы. В создавшейся ситуации, по мнению ведущих ученых (И.В. Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А. Хоменко, Г.Г. Филиппова, В.К. Шабельников и др.) представляется важным осознать, что происходит с семьей и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в созидании нового стиля ее жизни, не исключающего, а утверждающего развитие воспитательной функции семьи.

Назрела общественная потребность в целенаправленном, непрерывном образовании родителей с целью развития общекультурной и педагогической компетентности матери, отца, а также развития у них способности к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольных образовательных организаций.

Идея непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни человека в современной семье. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слушать и слышать друг друга.

Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.

Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

Идея недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательных учреждений осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Необходимо «инвестировать в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей, — убежден Ф.Майор, генеральный директор ЮНЕСКО.

Образование родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей (по опр. Л.Г. Петряевской 1999), поскольку родители воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления.

Родители, как обучающиеся бесспорно отличаются от детей, с которыми привыкли взаимодействовать специалисты детского сада.

Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, обучение в «школе для родителей», «родительском университете» выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению.

Во-вторых, на обучаемость взрослого влияет возраст, с увеличением которого возрастает и количество времени, необходимое на усвоение и воспроизведение учебного материала.

В-третьих, на характер и темп обучаемости взрослого влияет опыт — как учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт.

В-четвертых, взрослые проявляют робость, неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (т.е. повышенную чувствительность).

И в-пятых, при восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности, при этом происходит анализ нового — насколько оно нужно и полезно. Они отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний

В связи с обозначенными особенностями, родителям необходимо предоставлять право выбора форм и содержания взаимодействия с субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов:

— целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

— адресности – учета специфичности образовательных потребностей родителей;

— доступности – учета возможностей родителей воспитанников освоить предусмотренный программой учебный материал;

— индивидуализации – модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей, его осваивающих;

— участия заинтересованных сторон: педагогов и родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

В начале инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «проектная группа», в которую должны войти: руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, старшие воспитатели представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в проектную группу представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Координацию инновационной деятельности осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки.

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

  • подготовительный (аналитический этап) – сентябрь 2019 г. – август 2020 г.;
  • основной (этап реализации) – сентябрь 2020 г. – август 2021 г.;
  • заключительный (этап опытного внедрения результатов основного этапа, подведение итогов и разработка рекомендаций) – 2021/2022 учебный год.

Основные задачи инновационной деятельности:

  1. Изучение основных принципов, целей и задач образования взрослых в ДОО;
  2. Создание команды изменений, выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;
  3. Проведение комплексного анализа имеющегося опыта взаимодействия ДОО и семьи, ресурсов и условий для образования родителей дошкольников;
  4. Анализ и оценка существующих образовательных программ образования родителей в ДОО;
  5. Разработка программ профессионального развития и повышения педагогической компетенции кадров в сфере образования родителей на основе совместной исследовательской и инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ» и обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом по разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников.
  6. Организация научно-методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;
  7. Разработка, апробация и внедрение образовательных программ (образовательных модулей) для родителей дошкольников в дошкольной организации;
  8. Разработка процедур оценивания качества образования родителей в ДОО;
  9. Разработка методических и практических рекомендаций посозданию и реализации программы образования родителей в ДООдля муниципальных и государственных дошкольных образовательных организаций.
  10. Анализ результатов инновационной деятельности и внедрение в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.

Статусы прогимназии

1. Школа — лаборатория

2. Учреждение-победитель конкурсного отбора государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга

3. Базовая площадка федеральной стажировочной площадки (ФСП) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПБ АППО)

Перспективы прогимназии

Представление на конкурс проекта «Мониторинг и оценка личностных и метапредметных образовательных результатов учащихся начальной школы в контексте ФГОС»на присвоение статуса федеральной инновационной площадки (ФИП) в 2012 году.