Педагогов начальной школы смело можно назвать «вечными учениками». Они каждые четыре года идут в первый класс, должны быть «всезнайками», идти в ногу с педагогической наукой, осваивать инновации, чтобы успевать за быстро меняющимся миром.
Рано или поздно, каждый из нас оказывается на пороге каких-либо курсов. Одни следят за развитием дидактической мысли, поэтому сознательно осваивают новинки педагогики, у других истекает срок аттестации, поэтому требуется документ о повышении квалификации. У многих наверняка, сохранились в памяти традиционные формы обучения, когда учитель вынужден слушать нудные лекции о давно известном, записывать под диктовку никому не нужные на практике умные слова.
Но, оказывается, есть совершенно другое обучение, где не нужно конспектировать, а надо вести диалог, в рамках которого обновляются педагогические знания в современном контексте и совершенствуется педагогическая практика. Заинтригованы? Это ТРИИК.
За аббревиатурой прячется совершено уникальная технология организации учебного процесса, при которой ученик, взаимодействуя и сотрудничая со сверстником и учителем, приобретают умение учиться. Если есть желание научиться чувствовать себя в океане информации уверенно, легко и понятно излагать свои мысли, чтобы впоследствии научить этому своих школьников, то тогда Вам сюда.
На этих занятия не сидишь и слушаешь, думая, как бы ни уснуть после работы, а напрягаешь «извилины», участвуешь в «мозговом штурме» так, что «кипит» голова. Освоение теории и практики курса ТРИИК в формате данной технологии позволяет учителю не только освоить технологический цикл, научиться работать с информацией, строить учебный процесс в контексте ФГОС, но и оформлять его в методическом инструментарии, апробировать его в реальном учебном процессе, совершенствуя свое профессиональное мастерство.
За время такого обучения знания обрели форму продуктивной деятельности, и мы научились:
- корректно формулировать цели, ориентированные на результат;
- корректно формулировать учебные задания разных типов, ориентированные на результаты не только предметные, но и метапредметные;
- мотивировать учащихся к обучению, результатом которого должна стать образовательная компетентность;
- организовывать самостоятельную деятельность школьников, для приобретения умения учиться.
При апробации методического инструментария (технологическая карта, дидактическое электронное сопровождение) в учебном процессе, единожды мотивировав школьников ситуативным заданием, мы вовлекали их процесс познания и творчества, стимулируя мысль учащихся, а, не предоставляя ее в готовом виде. При таком обучении у каждого школьника появляется возможность проявить себя, научиться работать с информацией, представлять свое суждение, адекватно взаимодействовать с одноклассниками, и всё это в рамках изучения темы. Применение данной технологии позволяет научить школьника самостоятельно искать ответы на вопросы, используя умение работать с информацией, при этом ребята не сидят за партами со скучающим выражением «Когда же конец урока?», а работают так, что звонок для них является неожиданным «препятствием» в приобретении новых знаний. В результате ученик, приобретает информационно-интеллектуальную компетентность, которая позволяет ему легко выполнять различные учебные и практические задания. Если так работать постоянно, то школьники освоят универсальные методы работы с информацией, научаться использовать приобретенные в школе знания и умения в практической деятельности, что поможет им быть успешными в любой сфере деятельности.
Технологическая карта — это огромная помощь педагогу, позволяющая спланировать деятельность на триместр, полугодие или учебный год. Она помогает уйти от поурочного планирования к проектированию темы, в ней прописаны личностные, метапредметные и предметные умения, которые необходимо сформировать у школьников, а также представлены диагностические задания для определения результативности освоения темы учащимися. Умение составлять технологическую карту, помогает педагогу осознать результаты, которые должны появиться у школьника, соотнести желаемое и реальное в соответствии с требованиями нового стандарта.
Владение ТРИИК с использованием методического инструментария в профессиональной деятельности обеспечивает учителю колоссальную экономию времени при подготовке к урокам, возможность творить в рамках каждой темы индивидуально, и вместе с детьми. Конечно, для этого придётся потрудиться на курсе обучения, но результат превзойдёт ожидания.
В результате освоения курса ТРИИК нам стало понятно, что предлагаемые УМК для работы по новому стандарту далеко несовершенны. Мы научились видеть эти проблемы и решать их, используя приобретенную информационно-интеллектуальную компетентность. Мы поняли, что владея инновационной технологией работы с информацией, уже невозможно обучать традиционно. Хочется встречать заинтересованный взгляд учащихся, сосредоточенное внимание и результативные действия в самостоятельной деятельности. С ТРИИК это возможно!
Содержание и формат деятельности по программе ТРИИК убедили нас, что опыт — это самая точная из наук. В результате такого обучения, мы обрели уникальный опыт профессиональной деятельности в контексте ФГОС и уверены в том, что его использование будет успешным.
Мы благодарны Овечкиной Татьяне Александровне, руководителю структурного подразделения «Институт детства» Санкт-Петербургской академии постдипломного образования за организацию повышения квалификации на инновационном курсе и возможность обучаться под руководством Панфиловой Людмилы Генриховны, благодаря которой мы поняли, что «опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно научиться»[1].
В данном сборнике представлены технологические карты, которые мы разработали, апробировали и представили, как итоговую работу по окончании обучения на курсе.
Учителя начальных классов Санкт-Петербурга,
группа обучения в АППО январь-май 2012
[1] Бенджамин Франклин, дипломат, ученый, изобретатель, первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук.